ФИЛЬМ "ПЕРВЫЙ ОСКАР"
Военно-драматический фильм Сергея Мокрицкого ("Битва за Севастополь", "Черновик") официально вышел 21 апреля.
Перед нами кинолента, посвященная истории создания документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (1942).
Повествование ведётся в 2 плоскостях. Время, когда среди других документалистов главные герои Иван Майский (в исполнении Тихона Жизневского) и Лев Альперин (Антон Момот) снимают войну. Ранее героические фильмы о войне были постановочными, но именно Лев решил снимать по-настоящему. Без пафоса. Как сейчас бы сказали, как папарацци. Медсестра плачет не в силах сдержаться от тяжести происходящего. Повешенные в деревне. Раскиданные по снегу ноты композиций Петра Ильича Чайковского. Жизнь без прикрас. Выхваченные из жестокого в своей безостановочности бесконечного потока времени моменты запечатлеваются, чтобы войти в вечность. Майский снимает иначе, картонно, постановочно, не понимая, что жизнь - лучший сценарист и режиссер, и максимум, что он может сделать, быть умным и внимательным оператором-созерцателем. Между этими двумя конфликт: дружба-соперничество, в профессии и, конечно, в любви. Как это частенько бывает в современных фильмах о войне, любовная линия слабая и откровенно лишняя. Считается, что love story нужна, чтобы привлечь женскую аудиторию. Как женщина говорю, не нужна. Пихать без разбора романтику - не знать свою аудиторию или недооценивать ее. Но это отдельная тема.
Вторая плоскость - история о том, как впечатленный получившимся документальным фильмом русских Люис Майер, американский кинопродюсер вводит новую номинацию документального кино премии "Оскар". Пройдя через непонимание и политику "моя хата с краю", он ведёт свою войну и побеждает.
Фильм поднимает остро актуальные вопросы. На что мы готовы, чтобы сделать удачный кадр? Что выбираем между поддержкой и сильным контентом? Что там про мораль? Гуманность?
В финале фильма документальные кадры времён Великой отечественной. И это по-настоящему сильно.
Не могу не сказать о том, что в свете текущей ситуации в мире многое в фильме воспринимается острее, объемнее, что ли. Это не просто история, о которой мы привыкли слышать с детства. Параллели с окружающей действительностью, щемящие сердце ассоциации и сравнения. Это уже и не только про прошлое, но и про настоящее. Разорванные семьи. Жестокая неопределенность. Отчаянные подвиги. Попытка верить в лучшее. Жизнь и смерть, как две сестры-неразлучницы.
Безусловно и бесповоротно рекомендую посмотреть этот фильм.